РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.

Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей.

 

Ход урока

I. Открытие конференции

Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля - наш дом родной».

В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские новости», «Сельские новости».

(Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)

II. Выступления участников конференции

Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту из отдела «Вести из леса».

(Выступление корреспондента с текстом «Стая птиц под снегом».)

Стая птиц под снегом

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да — бух! — сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют —   и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

— Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке.

(Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедий о животных.)

- Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбацкий узел».

(Выступление корреспондента с текстом «О грызунах и водоемах».)

Я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.

Речной бобр - крупный грызун, его масса 30—32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

Ондатра завезена в Россию в 1927 г. Родина ее — Северная Америка.

Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраивае-м i.ix в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору re скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4—7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.

Ондатра имеет красивый ценный мех.

- Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях. (Рассказы детей.)

- Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.

Первыми заметили Пика большие....

Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась... и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда... скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных лап.

(Ответ: 1. Белые чайки. 2. Щука. 3. Чайки.)

- Откуда этот отрывок? (Из рассказа «Мышонок Пик» В. Бианки.)

- Какая опасность грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не поймали щука, змея, жулан.)

Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта». (Выступление корреспондента по письмам-жалобам.)

Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь. Расскажите о пользе тех, о ком говорится.

Жалоба 1

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».

(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — и они исчезнут.)

Жалоба 2

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небьшиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

- Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?

Кукушка — единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает-своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка — птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые птенцы. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

(Выступление корреспондента из отдела городских новостей.) Я корреспондент из отдела городских новостей и хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был —

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

— Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? (Дети рассказывают о мальчике и Жучке из рассказа В. Дурова «Наша Жучка».)

— В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных? (В. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку». В. Астафьев «Капалуха».)

— А вот корреспондент из отдела сельских новостей привел с собой помощников.

Мальчик.    

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек.  

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питье — ароматы цветов.

Но живу я недолго — не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

— Ребята, я знаю про мальчика, который обменял дорогую игрушку-самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он? (Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится...».)

III. Подведение итогов конференции

— Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы. О чем заставили задуматься? (Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!)

Ученица.    

Берегите землю.

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю!

Берегите!

М. Дудин

 

(Конференция закачивается песней «Не дразните собак» на слова М. Пляцковского, которую поет весь класс.)

Поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru