ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

 

Цели:

1. Познакомить со сказкой П. П. Бажова «Серебряное копытце»

2. Развивать навыки беглого, правильного, выразительного и сознательного чтения.

3. Воспитывать любознательность и самостоятельность.

Оборудование: портрет писателя, учебник, иллюстрации к сказке.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Постановка цели и задач урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением русского писателя Павла Петровича Бажова, с его сказкой «Серебряное копытце».

III. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение рассказа Б.К. Зайцева «Домашний лар».

IV. Подготовка к чтению. Рассказ о писателе (показывает портрет)

П.П. Бажов родился 28 января 1879 года в семье горнозаводского мастера в местечке на Урале, находящемся в 70 км  от Екатеринбурга. Его семья славилась своей рабочей династией. В ней было несколько поколений рабочих, которые трудились на Уральском медеплавильном заводе. Павел Петрович был единственным ребенком в семье, поэтому он мог получить хорошее образование. Он учился в духовной школе, где плата за обучение была гораздо меньше, чем в гимназии.

С 1899 по 1903 он продолжал обучение в духовной семинарии в Перми. Однако карьера священника не привлекала 20-летнего юношу. Он ушел из семинарии и стал работать учителем начальной школы, а затем учителем русского языка и литературы. Его педагогическая деятельность продолжалась до 1917 года. Все это время Бажов собирал фольклор. Во время гражданской войны он сражался добровольцем в рядах Красной Армии.

Литературный дебют писателя состоялся в 1924 году, когда вышли его первые произведения в сборнике «Уральские были». В последующие годы П. П. написал несколько произведений на военную тему. А в 1939 году под псевдонимом Егорша Колдунов вышла его повесть для детей «Зелёная кобылка». В ней писатель трогательно описывает свои детские впечатления. Все эти книги предваряли выход его главного произведения «Малахитовая шкатулка». Эта книга осталась незаконченной, хотя писатель работал над ней с 1936 года до самой смерти 3 декабря 1950 года.

В «Малахитовой шкатулке» собраны рассказы бывалых людей об уральских тружениках, мастерах, имевших золотые руки. Многие персонажи имели прототипов, существовавших в действительности, например владелец завода Соломирский по прозвищу «Пучеглазик», а также заводские управители. За свою «Малахитовую шкатулку» П. П. Бажов получил в 1943 году Государственную премию. Такие книги были очень нужны в то время народу, так как несли огромный заряд оптимизма.

Сказка «Серебряное копытце» была впервые напечатана в 1938 году в альманахе «Уральский современник». По свидетельству писателя по Уралу действительно бродил «серебряный олень» и его разновидности: «зверь (лось) – Золотой рог» и «козел – Серебряное копытце». Сказка имела большой успех, как среди детей, так и у взрослых. И в 1949 году П.П. Бажов в соавторстве с Е. Пермяком написал пьесу «Серебряное копытце» для детей.

V. Чтение сказки по частям, анализ, словарная работа

Комбинированное чтение: начинает учитель, продолжают учащиеся.

1. Чтение первой части сказки (до слов: «Так и стали жить…», обсуждение.

- Почему Кокованя решил взять себе сиротку? (Он был одиноким.)

- Кого посоветовали ему взять соседи? (Девчонку шести лет из семьи Григория Потопаева.)

- Приказчик – это небольшой начальник на заводе.

- Как вы понимаете выражение «барская рукодельня»? (Это мастерская, где занимались шитьем для барина женщины и девушки из бедных семей.)

-  Как жилось девочке в чужой семье? Прочитайте.

-Что значит «взъедалась на девочку»? (Т.е. ругала ее, попрекала куском хлеба.)

- Прочитайте, как Кокованя впервые увидел девочку.

- Что значит слово гóлбчик? Прочитайте сноску.

- Как назвал старик девочку, почему? (Он назвал её Подарёнкой, потому что девочку как бы подарили чужим людям, т.е. отдали.)

- Как на самом деле зовут девчоночку? (Дарёнкой.)

- Чем занимался Кокованя? (Он добывал летом золото, а зимой бегал по лесам за козлом.)

- Кого взял с собой еще старик? (Кошку Мурёнку.)

- Что главное в этой части, как её можно озаглавить? (Главное, что старик взял к себе жить маленькую сиротку. 1. Дарёнка.)

2. Чтение второй части сказки (до слов: «Как зима в полную силу вошла…».

- Как жили Кокованя, Дарёнка и кошка «Мурёнка»? Прочитайте.

- О ком любил рассказывать старик? (Об особенном козле с серебряным копытцем на правой передней ноге.)

- Что происходит, когда козёл топнет копытцем? (Появляются драгоценные камни.)

- Почему Дарёнка заинтересовалась козлом? О чём она расспрашивала? (Она спрашивала и как он выглядит, и чем питается, и как пахнет. Ей все было интересно.)

- Почему Кокованя не хотел брать с собой девочку в лес? Прочитайте.

- Где собирался ночевать старик зимой в лесу? Прочитайте.

- Прочитайте сноску «покóсные ложкú».

- Что такое балаган, очаг? (Избушка, небольшая печка.)

- Почему старик решил взять-таки с собой Дарёнку? Прочитайте.

- Какая главная мысль второй части сказки, как её можно озаглавить? (Девочка узнала о Серебряном копытце. 2. Серебряное копытце.)

3. Чтение третьей части до слов: «Ушёл Кокованя».

- Что взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? Прочитайте.

- Почему Дарёнка хотела оставить кошку дома? (Чтобы она дома ловила мышей.)

- Что случилось по дороге в лес? (Собаки лай да визг подняли, увидев Мурёнку, которая в лес бежала за ними.)

- Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)

- Почему старик не хотел идти в завод за лошадью? (Он боялся оставить девочку одну в лесу.)

- Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.)

- Что главное в этой части, как её озаглавить? (Как Кокованя, Дарёнка и Мурёнка отправились в лес. 3. Жизнь в лесу.)

VI. Задание на дом

Дочитайте сказку до конца, подумайте на сколько частей можно будет разделить оставшуюся часть, и как можно их озаглавить.

VII. Подведение итога урока

С каким писателем мы познакомились сегодня на уроке?

Какое главное произведение этого писателя? (Сборник сказов «Малахитовая шкатулка)

Какую сказку мы читали сегодня на уроке?

Что нам говорит о том, что это действительно сказка? (Здесь происходят необыкновенные вещи, есть волшебные персонажи – Серебряное копытце, кошка Мурёнка.)

 

УРОК 2.

Цели:

1. Продолжить изучение сказки «Серебряное копытце»

2. Развивать умения делить произведение на части, озаглавливать.

3. Воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающему миру.

Оборудование: книга П. П. Бажова «Серебряное копытце», иллюстрации к сказке, учебник, конспект.

 

Ход урока

 

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания

Дома вы прочитали сказку до конца. Понравилась ли вам эта сказка? Чем? (Тем, что исполнилась мечта Коковани и Дарёнки. Они увидели Серебряное копытце.)

Сколько частей вы выделили в оставшемся отрывке? (Две.)

Как вы их озаглавили? (4. В ожидании деда. 5. Чудо Серебряного копытца.)

А теперь послушаем, как вы приготовились к чтению сказки дома.

III. Чтение сказки и анализ содержания

1. Чтение четвертой части.

- Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.

- Почему девочка загрустила? (Кокованя задерживался, и ей стало страшно.)

- Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.

- Почему девочка выбежала из балагана? (Искать кошку.)

2. Чтение пятой части.

- Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.

- Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)

- Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)

- Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)

- Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)

- Вернулась ли домой кошка? (Нет.)

- Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с  Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)

- Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)

IV. Обобщающая беседа по сказке

- Как вы думаете, какая это сказка: волшебная или о животных? Я думаю, что это волшебная сказка, так как в ней есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка.)

- Давайте охарактеризуем главных героев сказки. Что вы можете сказать о Коковане? (Это умный и добрый человек. Он решил помочь маленькой девочке, так как ей плохо жилось у чужих людей.)

- Что в сказке говорит нам о трудолюбии Коковани? (Он много работал. Зимой старик охотился в лесу на козлов, собирал козлиные шкурки, копил мясо.)

- Как вы думаете, почему он это делал? Может он не любил животных? (Он хотел заработать деньги себе на еду и девочке.)

- Правильно. Кокованя скорее всего заготавливал шкурки и мясо на продажу, чтобы прожить. А того, что он зарабатывал, не хватало на еду.

- Какой эпизод в сказке доказывает нам, что Кокованя не жадный, не алчный? (Когда Дарёнка попросила дедушку не собирать драгоценные камни, Кокованя послушался и остановился.)

- Как относился старик к девочке? Найдите в тексте и прочитайте.

- Что вы можете теперь сказать о Дарёнке? (Эта девочка довольно взрослая для своего возраста.)

- Докажите это предложениями из текста.

- Какие детали в сказке показывают нам, что Дарёнка ласковая и добрая девочка? (Она сразу полюбила дедушку, хотя он был ей не родной, подобрала и кормила бездомную кошку.)

- Можно ли сказать, что это трудолюбивая девочка? Докажите это примерами из текста.

- А как она относится к окружающему миру? (Она восхищается природой, любит животных, понимает красоту окружающего мира.)

- Почему девочка не захотела, чтобы дедушка собрал драгоценные камни? Ведь они могли разбогатеть? (Для Дарёнки было важнее увидеть своими глазами чудесного козлика, посмотреть на его чудеса, полюбоваться красотой сверкающих камней.)

- Как вы думаете, похожи ли по характеру главные герои? (Да, они оба добрые, заботливые, любознательные и верные друг другу.)

- Какую главную мысль хотел выразить автор в этой сказке? (Что добрые и трудолюбивые люди всегда вознаграждаются каким-либо чудом.)

- Какое же чудо произошло со стариком и девочкой? (Их желание увидеть волшебного козлика сбылось.)

- А есть ли в этой сказке обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)

V. Беседа по иллюстрациям книги и учебника

VI. Творческая работа по сказке

А теперь приготовьте листочки, вы будете отвечать на вопросы теста по сказке.

Тест

1) Сколько лет было Дарёнке?

а) 8, б) 6, в) 7.

2) Какой окраски была кошка девочки, Мурёнка?

а) серая, б) белая, в) бурая.

3) Из скольких веточек были рога у козлика?

а) из 5, б) из 2, в) из 6.

4) На какой ноге у козлика было серебряное копытце?

а) на левой передней, б) на правой передней, в) на правой задней.

5) Какое полное имя было у девочки?

а) Дарёнка Григорьевна, б) Дарья Григорьевна, Даша Григорьевна.

6) Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?

а) 5, б) 3, в) 2.

7) Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном

ложке?

а) зелёные, б) фиолетовые, в) голубые.

VII. Подготовка к пересказу текста

Откройте план, который мы с вами составили. Перечитайте первую часть. Перескажите её. Прочитайте вторую часть, перескажите. (Дети выполняют задание. Пересказывают у доски.)

VIII. Домашнее задание

Перечитайте дома 3-ю, 4-ю и 5-ю части, подготовьте их пересказ.

IX. Итог урока

Чему учит сказка П. П. Бажова? (Быть трудолюбивым, любить и беречь природу.)

Поиск

ТЕХНОЛОГИЯ

ТВОРЧЕСКАЯ НАТУРА

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru