ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

 

Творческая работа: Выполни упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема предметов с натуры. Нарисуй с натуры натюрморт, предметы которого объединены одной темой. На палитре подбери локальные цвета и нарисуй декоративный натюрморт.

Виды изобразительной работы: Рисование с натуры, декоративная композиция (графические материалы, гуашь, кисти).

Основные цели и задачи уроков

1. Создавать условия для наблюдения и восприятия детьми форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства.

2. Создавать атмосферу для проникновения учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты.

3. Активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление.

4. Закреплять у четвероклассников навыки составления и исполнения композиции натюрморта графическими средствами с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций.

Примерный ход уроков

1. Беседа-диалог с детьми по произведениям вернисажа «Дорогие сердцу вещи...», по предметам старины и современным бытовым вещам.

2. Выполнение учащимися упражнений на передачу конструктивных особенностей формы, объема отдельных предметов.

3. Выбор детьми темы и предметов для композиции собственного натюрморта.

4. Выполнение четвероклассниками композиции тематического натюрморта с натуры в графической технике (Т., с. 49).

5. Подведение итогов: любуемся серией графических композиций, выявляем работы, в которых наиболее удачно переданы характерные особенности предметов, а также теплое отношение автора к ним.

Продолжая рассматривать вечные темы искусства, или apxeтипы, символы искусства, нельзя обойти стороной предметный мир, окружающий человека, который и в жизни, и в искусстве действительно часто выступает в качестве символического мира. Такие утверждения относятся и к вещам, непосредственно включенным в быт человека, и к их изображениям в произведениях живописи и графики. Часто сами вещи представляют собой подлинные шедевры народного мастерства, и не только те, что богато украшены резьбой или росписью. Среди бытовой утвари встречаются предметы, лишенные узорчатости, однако их отличает совершенство, отточенность форм и пропорций, тонкое чувство материала, меры и соответствующей технологии изготовления. Одно из главных достоинств таких вещей — их одухотворенность, теплота.

Чтобы разговор о старинных вещах получился более содержательным и наглядным, в классе можно устроить мини-экспозицию, включающую предметы старого быта (кринки, горшки, лампы, кувшины, поставцы, туеса, короба), или по возможности посетить с детьми краеведческий или художественный музей.

В начале урока предложите детям пояснить название его темы — «Ожившие вещи». Спросите у них о том, чем объясняется отношение человека к своим вещам как к живым существам; всегда ли так было; все ли вещи несут на себе печать одухотворенности; есть ли такие предметы у детей дома. Включите в содержание беседы-диалога сведения из кратких справочных материалов (с. 220—221). Рассмотрите с детьми предметы, мини-выставки или обменяйтесь впечатлениями от посещения музея. Предложите им рассказать об этих предметах, о том, какие истории эти вещи могут поведать. Обратите внимание на то, чтобы в рассказах детей были отмечены те качества предметов, которые превращают их в дорогие для человека реликвии.

Рассматривая предметы, собранные в классе, обратите внимание учащихся на их конструкцию. Если это будет посуда — кувшин, горшок, чайник и т. д., то стоит отметить, что чаще всего в этих сосудах имеются детали, названия которых схожи с названиями частей человеческого тела (например, горло, тулово, ручка, носик). Тем самым как бы устанавливалась незримая связь человека с каждым предметом как одушевленным существом. Включите в беседу с детьми сведения из справочных материалов (с. 220—221).

Рассматривая с учащимися конструкции таких вещей, обратите внимание на сходство с известными геометрическими телами — конусом, шаром, цилиндром — или же на комбинации из этих форм. Предложите детям проанализировать формы предметов, помогите им находить в конструктивных элементах вещей знакомые очертания геометрических тел. Напомните учащимся, что чаще всего сосуды симметричны. Рассмотрите с четвероклассниками на страницах учебника (с. 98), как изображают симметричные сосуды, как выглядят круглые линии горлышка, ободка, поддона (форма овала). А затем предложите, выбрав из множества предметов наиболее интересные (3—4 предмета), скомпоновать их и выполнить графическое изображение этой группы вещей. При этом следует напомнить, что предметы лучше отбирать разные по величине, по форме и расставлять их на поверхности стола желательно не на одном уровне. Рисунок можно выполнять линейный, конструктивный, возможна легкая прокладка тени. Важно сказать детям о том, что рисунок получится более выразительным, если линия будет неодинаковой толщины («живая»): на светлых поверхностях она как бы пропадает, усиливаясь на теневых; более толстой и темной линией изображают ближние части контуров, овалов; границы между разными частями конструкции также обозначают линиями.

В конце урока обсудите с детьми получившиеся рисунки, отметьте наиболее выразительные, порадуйтесь тому, что подобное рисование предметов помогает лучше и убедительнее изобразить любую форму.

На уроке 20 учащиеся выполняют декоративный натюрморт.

Краткий справочный материал

Вещь и смысл. Издавна процесс создания вещей носил характер священнодействия. Кузнецам, гончарам, столярам, строителям приписывались особые качества. Они владели особым языком, знанием, ремеслом, благодаря чему приобретали способность общения с теми силами, которые могли воздействовать на судьбы людей. Ремесленники посредством своего мастерства могли контролировать связи между миром человека и миром природы.

Человек в прошлом постоянно вступал в равноправный диалог со всем, что его окружает, в том числе и с предметным миром. Создавая ту или иную вещь, мастер строго подходил к выбору материала. Для него важным было, чтобы материал удовлетворял таким ценностям, как жизнь, счастье, чистота. Основные материалы, из которых изготавливались пригодные человеку вещи (металлы, глина, дерево и др.), обладали особым статусом: именно они послужили исходным материалом для сотворения мира и самого человека. В создании предметного мира участвовали: человек (подобно Творцу) и стихии (огонь, вода, воздух), тем самым как бы повторялся процесс творения, в результате которого был создан мир.

Форма вещи всегда соотносилась с одной из известных человеку форм его естественного окружения. Придавая вещам, например, формы животных, человек тем самым наделял эти вещи их свойствами и чертами «характера». Этот же эффект достигался и с помощью орнамента и других декоративных изображений. В любом случае свойства вещей непосредственно зависят от того, что на них изображено или что они сами изображают. Поэтому оформление вещей не допускало никакой фантазии. Для современного художника нет ограничений в выборе мотивов для украшения вещи: они могут быть взяты из культур всех времен и народов. Для наших предшественников «декор» вещи и она сама, ее назначение были особым образом связаны. Одна из целей украшения вещей — придание им особой силы.

Так, например, считалось, что австралийский бумеранг мог попасть в цель только в том случае, если его покрывал орнамент. А такие, например, вещи, как вполне готовые к употреблению прялки, которые изготавливали мастера на Русском Севере, не использовались до тех пор, пока они не будут соответствующим образом украшены. Декор в данном случае выступал не только в роли украшения. Он означал наделение вещей необходимыми свойствами, их оживление. Только в этом случае вещь начинает становиться полезным предметом и «жить» как вполне живое явление со строго индивидуальными свойствами.

Эти старые вещи несут в себе самую разную информацию. Они содержат сведения о том, к какому классу вещей принадлежат (утварь, украшения, посуда и т. д.), они рассказывают о собственных чертах, назначении, материале, из которого изготовлены, технике исполнения. Декор вещи свидетельствует о принадлежности тому или иному народу, региону, о времени создания и т. д. Но, что особенно важно, старая вещь может многое рассказать о ее владельце, его вкусах, интересах и ценностях. (Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей / А. К. Байбурин // Этнознаковые функции культуры / АН СССР; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. Ю. В. Бромлея. — М., 1991. — С. 63—81.)

Секреты старых вещей. Бытовая утварь внутри дома за несколькими исключениями несла на себе охранительно-декоративную нагрузку. Интересны и исключения: почти не орнаментировался стол, так как он покрывался столешницей, скатертью с тканым или вышитым узором (чаще всего из архаичных ромбов). Совершенно не покрывались узором такие жизненно важные вместилища для воды, теста, муки, как ведра, квашни, ушаты. Это объясняется, во-первых, тем, что эти емкости обычно прикрывались холстиной, рядном (с тканым магическим узором), а во-вторых, по-видимому, тем, что круглая форма посуды как бы сама в себе заключала идею солнца. Недаром ясная солнечная погода носила наименование «вёдро». Округлость самой утвари, круглые обручи, скрепляющие клепки, — все это, вероятно, заменяло солнечные знаки. По этнографическим данным, мы ничего не знаем об украшении печных принадлежностей (ухвата, кочерги и др.), но они в фольклоре всегда связаны с нечистой силой, как и помело. Впрочем, эти домашние вещи в сказках и поверьях никогда не выступают враждебно против своих хозяев. <...>

На крышах коробов иногда давалась космогоническая картина: центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками плодородия, земля кругом омывалась водой, а все это вместе, земля и вода, было окружено солнечными знаками в виде косого креста (без кругов). <...>

Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с идеей полноты... Идея полноты хорошо выявлена в печной посуде. Обычные горшки X—XIII вв., как правило, были украшены у горловины волнистым орнаментом, смысл которого с позиций заклинательного мышления ясен: «Да будет всегда полон этот сосуд!» Что бы ни варилось в горшке — щи, каша, лапша — любое кушанье требовало воды в сосуде; поэтому и изображалась идеограмма воды. <...>

На ложках идеограмма воды была выше самого черпака ложки, что имело тот же смысл. Есть ложки со знаком плодородия в форме мальтийского креста. Предметы, связанные с хранением и принятием пищи, выбиваются из общего строя защитительной орнаментации и связаны с понятиями сытости, изобилия, полноты. На светцах очень часто изображалось солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух был устойчивым символом зари, восхода солнца и огня, точнее, пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем. Нередко подсвечник делался на три свечи («три солнца»), а его тулово представляло собой условное изображение земли в виде решетки из многих квадратиков, обведенной волнистыми линиями воды.

Символы солнца и земли, сложные знаки «белого света», конские головы... Они пышно украшали ковши, ендовы, скобкари и другую пиршественную посуду. Здесь мы видим и знаки солнца, и символы движения светила — коней, и водоплавающих птиц; нередко совмещение вырезанного на ручке ковша шестилучевого солнечного знака и фигуры коня (для дневного пути) или утки (для ночного пути). <...> Такой ковш, украшенный тремя конями, назывался «конюхом».

Тулово его, как и всех ковшей, воспроизводило тело птицы независимо от того, чем заканчивался ковш — птичьей головой или конской. Ручка ковша обычно напоминала хвост птицы; на груди ковша-птицы вырезалось или рисовалось огромное солнце. «Конюх» полнее, чем другие формы ковшей, выражал идею хода солнца над Землей и вокруг Земли. Птичье тулово сосуда намекало на ночной, подземный ход солнца; солнце на груди было смысловым центром композиции, а три конских головы в данном случае отражали три позиции солнца: утром, в полдень и на закате. По бокам «конюха» изображены ромбы, символизирующие землю. Таким образом, в этом празднично оформленном сосуде была явно выражена главная идея охранительной системы... — Солнце, обегающее Землю, разгоняет и отгоняет от людей опасных духов тьмы.

Поиск

ФИЗКУЛЬТУРА И ВАЛЕОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

МУЗЫКА

ТВОРЧЕСКАЯ НАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru